Возможно вы встречались с данными названиями в рекламе или в описании методик, которыми владеет врач той или иной специальности. Из названия даже не англоязычным людям понятно, что речь вроде как идёт о продлении жизни и борьбе с возрастной инволюцией.

Но как часто и нас бывает, если дело начало нести золотые яйца, то стоит рекламировать его максимально широко и пихать “во все дыры”. За каждым таким модным “направлением” стоит деловой человек, который предлагает некие курсы для врачей, наполненные “необычными, прорывными знаниями”, которые позволят лечить человека “целиком”, а не различные симптомы в частности.

Дело прекрасное, звучит хорошо. Еще Сергей Боткин говорил ,что нужно лечить «Надо лечить не болезньа больного».

И у современных бизнесменов от врачебного дополнительного образования посыл довольно простой: Врач тратится на курсы, но зато приобретает дополнительнные знания благодаря которым его прием должен стоит в два-три раза дороже.

Эти дорогие курсы эксплуатируют нишу функциональных нарушений, “не болезней”, на которые можно воздействовать используя всякие продукты, диеты и БАДы. Но постоянно вторгаются в сферу настоящей медицины, предлагая своими методами лечить уже махровые заболевания, требующие совсем иного подхода. Однако, без всякой гарантии эффективности предлагаемых методов. Зачастую аргументация назначения того или иного препарата у лекторов звучит как разговоры бабок у подъезда: “одна женщина попробовала и ей помогло”.

Не даром каждый курс таких тренингов предваряет обширная информация об отказе от ответсвенности: “Всё, что вы тут услышите и за что заплатили, ни чем авторов не обязывает”.

Между тем, наряду с очевидной коммерческой направленностью таких “модных” направлений, они несут и существенную пользу, заставляя врачей думать о пациенте во всем комплексе проходящих в нём изменений, а не только узко смотря на “свой” орган.

В своё время я также прошла несколько циклов то тематике preventyage и anti-age и почерпнула оттуда много полезного по нутрицевтике, диагностике дефицитных состояний и коррекции их с помощью немедикаментозных средств. Однако это легло на уже подготовленную почву опытного врача гинеколога-эндокринолога, и только добавило в устоявшийся алгоритм диагностики и лечения некоторые дополнительные аспекты, кардинально ничего в них не меняя.

Однако, я не вижу смысла подписывать в свою специальность “врач интегративной медицины”, потому что таковым должен быть любой прием врача, к чему, я, собственно и стремлюсь.